Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.
Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
Очень часто родители жалуются на своих детей и недовольны ими. Они не могут понять одну простую вещь, что в итоге от ребенка они получают то, что в него вкладывают. Казалось бы, вкладывают в него всю любовь, а отдачи никакой, или, наоборот, вроде бы и особо не опекали, а получился благодарный ребенок, почему так? На всё есть свои объяснения, если родители в состоянии принять их, так как это подразумевает принятие своих ошибок в процессе воспитания. Какой тип поведения будет у ребёнка, когда он вырастет, можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применяют родители.
В зависимости от меры «жестокости – мягкости» стиль может быть определён как авторитарный или демократический с множеством промежуточных вариантов стилей воспитания.
Авторитарный (властный, контролирующий) стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию. Подобный стиль общения, приводящий к дефициту положительных эмоций между старшими и младшими членами семьи, формирует у детей негативные качества: лживость, скрытность, озлобленность, жесткость и полное неприятие авторитета родителей.
Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.
Демократический стиль воспитания – этот стиль воспитания включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и тёплые. Ребёнок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем. Что касается поведения и поступков ребёнка, то все проступки родители обсуждают с ним, чтобы понять мотивы и чтобы ребёнок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени уже сформированы нравственные качества. В обыденной жизни авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно в семьях практикуются смешанные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. К таким вариантам относят гипоопеку и гиперопеку, а также эмоциональное отвержение.
1. Гипоопека: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и привязанности.
2. Гиперопека: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребёнка.
3. Эмоциональное отвержение. Ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство ребёнком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет вам, родителям, выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и вашему ребенку и вам самим.
Ноябрь 2015 г.
Брамсон Вера Сергеевна,
социальный педагог