Рекомендации по развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ в домашних условиях
«...весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем
как обучение тому, в какие игры следует играть
и как в них играть».
Эрику Берну
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития нуждается в уходе, в удовлетворении своих физических потребностей (еде, тепле, безопасности), в общении с близкими, любящими его людьми. Через общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важными являются и такие виды деятельности, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также содействие его социальной адаптации.
Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии - это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит правильной организации игр.
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей.
Так, в сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию с партнером по игре, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Музыкальные игры способствуют эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).
Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире.
Главная особенность развивающих игр в том, что в них материал дается от простого к сложному, ребенок в таких играх проявляет творческую свободу и самостоятельность. Игры данной категории многовариативны и способствуют развитию внимания, памяти, пространственных представлений, воображения, умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способности к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игра, несмотря на все свои достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может обучить и воспитать ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи родителей, педагогов на всех этапах своего развития. Главное средство игры – игрушка. Не все взрослые умеют правильно подобрать нужную игрушку.
Выбирая игрушки, родители должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полуторагодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку, в которую он не может вставить ключ. Такой игрушкой ребенок не играет, а стучит по столу или об пол. "Неинтересная" игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (выбор колец в определенном порядке).
Помните, именно с помощью игрушек дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
- Соответствие возрасту ребенка.
Так, в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать его в руки, учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;
от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
с 3 лет дети вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т.п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;
с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий.
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением.
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка.
- Учет структуры дефекта.
- Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными).
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки: всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.
Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы.
Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца), транспорт. Среди игрушек ребенка должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов (в магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад и т. д.). Это разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств, то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если взрослые позволяют ребенку использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни - всё, что так помогает в игре детям, к чему взрослые зачастую относятся как к ненужному мусору.
В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации: пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки, с которыми можно разыгрывать разнообразные сюжеты. Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, видам животных (домашние / дикие), зонам обитания, типу поселения (деревня / город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся предметом его фантазий.
Для полноценного развития малыша необходимы звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и профилактике заболеваний органов дыхания.
Желательно также создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком. Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это мячи разных размеров, кегли, серсо, стрелы и мишень для попадания в цель. Огромное удовольствие детям разных возрастов доставляют игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Существует множество вариантов дидактических игр с мячом, способствующих формированию речевых и мыслительных навыков детей.
Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом. Рекомендуется чередовать игрушки каждые 10-15 минут для того, чтобы интерес к этой деятельности не пропадал. По мнению психологов, избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание, не позволяет освоить каждую из них в полной мере. Гораздо важнее обучить ребенка играть с одной игрушкой, научить придумывать разные игры с ней. Чтобы ребенок начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать
Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, укладывает спать, накрывает одеялом и т.п.
В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит.
Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: "Сначала куклу Машу мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать" и т.д.
Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: "сделай, как мама, как папа, или брат, или сестра".
Помните, на каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются игры и игрушки, необходимые для решения этих задач.
Логопед-дефектолог Т. В. Рокунова
Статья составлена на основе методических рекомендаций
«Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья» – г. о. Новокуйбышевск, 2009 г.
|