Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБОУ ДО "Доверие"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [41]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекционная работа с неговорящим ребенком

Рокунова Татьяна Валерьевна

Уитель-дефектолог, учитель-логопед

 

Ребенку 2,5 года, а он молчит? Стоит ли беспокоиться? Группа безречевых детей неоднородна.

Учеными установлено, что многие дети, которые не произносят слова до 3-х лет, обладают нормальным развитием. Нередки случаи, когда молчавший ребенок, достигая трехлетнего возраста, догоняет и перегоняет в развитии малышей, рано начавших говорить. Присмотритесь к ребенку. Хорошим фактором является то, что «молчун» внимательно слушает вас и понимает, знает названия многих предметов, выполняет ваши просьбы. Речевое развитие ребенка протекает нормально и в скором времени он заговорит. По этой причине не следует паниковать, если до двух лет ваш малыш говорит всего несколько слов.

Однако, есть и другая категория безречевых детей. В нее входят дети с комплексными органическими нарушениями: с моторной и сенсорной алалией, задержкой психоречевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Чобы правильно понять природу неговорящего ребенка, очень важно вовремя привести малыша на прием к невропатологу и логопеду.

Коррекционно-развивающая работа ведется по нескольким направлениям:

- Познавательное развитие: ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира, сенсорное развитие.

При ознакомлении с окружающим миром важно опираться на сохранные органы чувств и анализаторы. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями снижена способность приема, переработки и хранения информации. Для них характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. С помощью ощущений ребѐнок познаѐт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств: вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Ощущения становятся особым и важным способом познания окружающего мира.

  • «Чудесный мешочек».
  • Использование матрешек, пирамидок, стаканчиков, вкладышей, мягких пазлов.
  • Использование игр со строительным материалом, конструктором LEGO.
  • Игры с мозаикой.
  • Игры с песком.
  • Использование продуктивных видов деятельности.
  • Работа с «волшебными прищепками».

 

- Развитие мелкой моторики:

  • пальчиковые игры и упражнения,
  • массаж кистей рук,
  • массаж кистей рук с использованием разных предметов: су-джок, карандаш,
  • кинезиологические упражнения,
  • «пальчиковый бассейн»,
  • перебор, сортировка круп,
  • работа с пособиями «шнуровка»,
  • работа с пособием по застегиванию молнии, пуговиц, замков.
  • нанизывание предметов на шнурки,
  • использование продуктивных видов деятельности.
  • графические упражнения.
  • Использование тактильных дощечек, ковриков.

 

 

-Развитие понимания речи:

  • Рассматривание предметных картинок и игрушек; рассматривание картинок, изображающие простые, знакомые действия; рассматривание простых сюжетных картинок; (Задания: покажи …, где …, кто …)
  • Д/игры и упражнения: «Парные картинки», «Узнай предмет по описанию»; «Найди другую» (находить предметы или игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам), «Прятки» (с игрушками), «Покажи, что делает птичка (зайчик …)» (с помощью жестов, движений). «Делай, как я» (понимание и выполнение простых инструкции, сопровождаемые указательным жестом.).
  • Упражнения с элементами сюжетной игры «Поиграем с куклой (лошадкой, мишкой…)» (выполнение действий с игрушкой).
  • Выполнение поручений (с предметами и без них).

 

- Развитие артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, речевого дыхания:

  • артикуляционная гимнастика;
  • биоэнергопластика;
  • самомассаж лица и шеи;
  • упражнения и игры на развитие дыхания.

 

- Развитие слухового восприятия:

  • Упражнения и игры с музыкальными инструментами («Где колокольчик?», «Угадай, на чем играю», «Что звучало сначала, что потом», «Дождик» (воспроизвести ритм, темп, громкость) …)
  • Упражнения и игры со звучащими игрушками и предметами («Что шуршит, что стучит» …)
  • «Звучащие коробочки» («Найди пару»)
  • Игры на воспроизведение действий взрослого.
  • Упражнения и игры с использованием предметных картинок («Кто позвал?», «Мама или детеныш?», «Мишка топ-топ» (высокий-низкий звук), «Большой - маленький» (громко - тихо);
  • Компьютерные игры (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»);
  • Использование настольного театра.

 

- Развитие активной речевой подражательной деятельности:

  • Пропевание гласных с использованием зрительных опор, символов звуков, тактильных ощущений (методика работы по Т.Н. Новиковой-Иванцовой).
  • Д/игры и упражнения («Позови гостей на чай», «Чудесный мешочек», «Кто к нам в гости пришел» и т.д.).
  • Разыгрывание небольших сюжетов («Мишке и Ляле весело и они пляшут. Та-та-та!», «Котята кружились и упали в лужу. Бах!» и др.)
  • Инсценировки знакомых сказок. Стишков, потешек с помощью настольного театра, кукол Би-ба-бо.
  • Чтение стихов и потешек. «Добавь словечко».
  • Отгадывание загадок.

 

Главное в работе с детьми - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, расположить к речевому подражанию, повторению лепетных и обычных слов.

 

Рекомендуемые пособия для занятий с ребенком:

Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком».

Новикова - Иванцова Т.Н. «От слова к фразе. Книга 1, 2, 3».

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Doverie_kasimov (05.03.2018)
Просмотров: 485 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Администрация города Касимов
  • Министерство образования Рязанской области
  • Управление образования города Касимов
  • Сервер органов государственной власти
  • Государственные услуги

  • МБОУ ДО "Доверие" © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz