Рокунова Татьяна Валерьевна
Уитель-дефектолог, учитель-логопед
Ребенку 2,5 года, а он молчит? Стоит ли беспокоиться? Группа безречевых детей неоднородна.
Учеными установлено, что многие дети, которые не произносят слова до 3-х лет, обладают нормальным развитием. Нередки случаи, когда молчавший ребенок, достигая трехлетнего возраста, догоняет и перегоняет в развитии малышей, рано начавших говорить. Присмотритесь к ребенку. Хорошим фактором является то, что «молчун» внимательно слушает вас и понимает, знает названия многих предметов, выполняет ваши просьбы. Речевое развитие ребенка протекает нормально и в скором времени он заговорит. По этой причине не следует паниковать, если до двух лет ваш малыш говорит всего несколько слов.
Однако, есть и другая категория безречевых детей. В нее входят дети с комплексными органическими нарушениями: с моторной и сенсорной алалией, задержкой психоречевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.
Чобы правильно понять природу неговорящего ребенка, очень важно вовремя привести малыша на прием к невропатологу и логопеду.
Коррекционно-развивающая работа ведется по нескольким направлениям:
- Познавательное развитие: ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира, сенсорное развитие.
При ознакомлении с окружающим миром важно опираться на сохранные органы чувств и анализаторы. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями снижена способность приема, переработки и хранения информации. Для них характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. С помощью ощущений ребѐнок познаѐт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств: вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Ощущения становятся особым и важным способом познания окружающего мира.
- «Чудесный мешочек».
- Использование матрешек, пирамидок, стаканчиков, вкладышей, мягких пазлов.
- Использование игр со строительным материалом, конструктором LEGO.
- Игры с мозаикой.
- Игры с песком.
- Использование продуктивных видов деятельности.
- Работа с «волшебными прищепками».
- Развитие мелкой моторики:
- пальчиковые игры и упражнения,
- массаж кистей рук,
- массаж кистей рук с использованием разных предметов: су-джок, карандаш,
- кинезиологические упражнения,
- «пальчиковый бассейн»,
- перебор, сортировка круп,
- работа с пособиями «шнуровка»,
- работа с пособием по застегиванию молнии, пуговиц, замков.
- нанизывание предметов на шнурки,
- использование продуктивных видов деятельности.
- графические упражнения.
- Использование тактильных дощечек, ковриков.
-Развитие понимания речи:
- Рассматривание предметных картинок и игрушек; рассматривание картинок, изображающие простые, знакомые действия; рассматривание простых сюжетных картинок; (Задания: покажи …, где …, кто …)
- Д/игры и упражнения: «Парные картинки», «Узнай предмет по описанию»; «Найди другую» (находить предметы или игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам), «Прятки» (с игрушками), «Покажи, что делает птичка (зайчик …)» (с помощью жестов, движений). «Делай, как я» (понимание и выполнение простых инструкции, сопровождаемые указательным жестом.).
- Упражнения с элементами сюжетной игры «Поиграем с куклой (лошадкой, мишкой…)» (выполнение действий с игрушкой).
- Выполнение поручений (с предметами и без них).
- Развитие артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, речевого дыхания:
- артикуляционная гимнастика;
- биоэнергопластика;
- самомассаж лица и шеи;
- упражнения и игры на развитие дыхания.
- Развитие слухового восприятия:
- Упражнения и игры с музыкальными инструментами («Где колокольчик?», «Угадай, на чем играю», «Что звучало сначала, что потом», «Дождик» (воспроизвести ритм, темп, громкость) …)
- Упражнения и игры со звучащими игрушками и предметами («Что шуршит, что стучит» …)
- «Звучащие коробочки» («Найди пару»)
- Игры на воспроизведение действий взрослого.
- Упражнения и игры с использованием предметных картинок («Кто позвал?», «Мама или детеныш?», «Мишка топ-топ» (высокий-низкий звук), «Большой - маленький» (громко - тихо);
- Компьютерные игры (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»);
- Использование настольного театра.
- Развитие активной речевой подражательной деятельности:
- Пропевание гласных с использованием зрительных опор, символов звуков, тактильных ощущений (методика работы по Т.Н. Новиковой-Иванцовой).
- Д/игры и упражнения («Позови гостей на чай», «Чудесный мешочек», «Кто к нам в гости пришел» и т.д.).
- Разыгрывание небольших сюжетов («Мишке и Ляле весело и они пляшут. Та-та-та!», «Котята кружились и упали в лужу. Бах!» и др.)
- Инсценировки знакомых сказок. Стишков, потешек с помощью настольного театра, кукол Би-ба-бо.
- Чтение стихов и потешек. «Добавь словечко».
- Отгадывание загадок.
Главное в работе с детьми - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, расположить к речевому подражанию, повторению лепетных и обычных слов.
Рекомендуемые пособия для занятий с ребенком:
Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком».
Новикова - Иванцова Т.Н. «От слова к фразе. Книга 1, 2, 3».
|