Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин педагогический.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", «дети с особыми образовательными потребностями». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, у которых имеются нарушения психофизического развития и которые нуждается в специальных условиях обучения и воспитания: специальных образовательных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента; проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Основная классификация делит детей с отклонениями в развитии на следующие группы:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Характеристика детей с ОВЗ и их развитие зависит от ряда показателей:
- Вида (типа) нарушения. Определяющим в развитии ребенка является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
- Степени и качества первичного дефекта. Нарушение, возникшее в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения, которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Вторичные отклонения носят системный характер, и изменяют всю структуру психического развития ребенка.
- Срока (времени) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
- Условий окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Итак, все эти факторы определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях.
Необходимо помнить, что статус «ребенок с ОВЗ» может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»? Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
4. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
5. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
Уважаемые родители, ответственно отнеситесь к вопросам образования Вашего ребенка. При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» своевременно пройдите комплексное психолого-медико-педагогического обследование в условиях ПМПК.
Логопед-дефектолог МБОУ ДО «Доверие»
Т. В. Рокунова |