Категория детей с нарушениями в развитии довольно разнообразна и требует высокоорганизованного процесса обучения и воспитания.
Направления работы с детьми данной категории определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Коррекционные занятия проводятся с учетом особенностей ребенка. Необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
- на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с взрослым действий;
- на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с взрослым действий;
- на уровне восприятия;
- на уровне применения знаний по образцу;
- на уровне речевой инструкции.
Организуя занятия дома необходимо использовать как инновационные, так и традиционные приемы работы.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- включение ребенка в процесс взаимодействия с взрослым с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
- игры с песком (пескотерапия);
- игры с водой (водотерапия);
- игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с взрослым.
- ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.).
- усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года: передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень), порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д.
Обучение детей с особыми образовательными возможностями – задача нелегкая.
Во-первых, перед началом любого занятия родитель должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться.
Во-вторых, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности ребенка.
В-третьих, просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера.
В-четвертых, необходимо в предметно-практической деятельности опираться на умения прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
Организуя занятия, следует соблюдать следующие требования:
любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями;
речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом;
целесообразно иногда переходить на шепотную речь;
обращать внимание на успехи ребенка.
Вначале ребенка учат реагировать на жест и слова, а затем – только на слова. При проведении речевых упражнений основное правило: «Не принуждать, а побуждать ребенка к речи», т.е. не использовать слова «повтори», «скажи», «назови», а многократно повторять один и те же слова, обыгрывая их в различных ситуациях, разговаривая с ребенком о том, что его интересует, постепенно вовлекая его в разговор. Если ребенок не копирует взрослого, надо стараться, чтобы он, слушая, реагировал на голос.
ПОМНИТЕ! Хорошее обучение - вот, что играет роль. Важные качества обучения - терпение, ласка, а не то сколько времени вы на это тратите.
Учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС «Доверие» Т. В. Рокунова