Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБОУ ДО "Доверие"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [41]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Родительская ответственность – залог формирования ответственности у детей.

Антипова О. А.,

педагог-психолог МБОУ ДО «Доверие»

 

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть, в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…» (Антон Павлович Чехов).

Мы сегодня говорим об ответственности, но даже не задумываемся, что для многих это является характеристикой личности, а для некоторых лишь формой поведения в том или ином месте.

Попробуем разобраться, что же такое ответственность с психологической точки зрения.

Слово «ответственность», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

 Человек, для которого ответственность является устойчивым качеством личности, легко справляется с предъявляемыми к нему требованиями окружающей действительности, согласовывает эти требования и собственные желания, освобождая себя от внешнего, принудительного контроля, проверок. Ответственность возникает там, где общество доверяет личности. Там, где доверия нет, ответственными можно назвать лишь отдельные формы поведения человека, отдельные действия, отдельные поступки. В этом случае ответственность не становится качеством личности.

Ответственность является такой формой активности, которая дает человеку возможность не быть «на короткой привязи», не жить ситуативно, а сохранять автономию и возможность проявить инициативу, т. е. целостно и гармонично вписаться в социальный мир».

Ответственность - это не верность формальному долгу, догме, не как следование раз и навсегда принятым правилам, а как способность по ходу жизни видеть, выделять, ставить проблемы, вовремя их осознавать и принимать ответственные решения, как верность самому себе, доверие к нравственному содержанию собственных чувств, уверенность в своей правоте.

Неблагоприятная социальная ситуация препятствует подлинной реализации ответственности, создавая больше возможностей для принятия чужого сценария как безусловного руководства к действию. Социальные условия, оказывают большое влияние на проявление ответственности субъекта.

И ваша задача, как родителей, научить детей отвечать за свои поступки и действия. Но чаще всего своими родительскими запретами мы не уберегаем наших детей, а просто перекладываем ответственность на себя, вместо того, чтобы научить их отвечать за свои поступки. Это тоже, что накормить голодного рыбой, вместо того, чтобы научить ее ловить.

 Родительская ответственность - это наша совесть с позиции воспитания детей. Как мы их воспитываем, какие качества мы прививаем нашим детям, что мы вообще хотим увидеть в недалеком будущем.

А начать можно с элементарного. Например, если мы научим наших детей  самостоятельности, а это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи, то мы обучим их умению самостоятельно принимать решение, осуществлять намеченное, самоконтролю, что будет способствовать взятию на себя ответственности за дела и поступки, развитию и проявлению ответственного поведения.

Основой для формирования и развития ответственности также служит дисциплинированность, имеющая моральную окраску и отражающая отношение человека к общепринятым нормам поведения. Ответственное отношение к деятельности, организованность, выдержанность (подавление своих побуждений, желаний, возникших не вовремя, в неподходящий момент, умение подчинять свое поведение необходимости) приводят к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит соблюдение заведенного порядка, стремление и умение управлять своим поведением  в соответствии с поставленными задачами и развитие которой  в своей высшей форме становится привычкой.

Внутренняя дисциплина (самодисциплина), предполагающая глубокое усвоение (интериоризацию) норм, регулирующих поведение в социальной среде, формирование  чувства ответственности  и долга, не требует принудительных мер и внешних санкций. Благодаря дисциплинированности, в проявлении которой выражен и интеллектуальный момент, предполагающий принятие рационального решения, основанного на  отработанных правилах разрешения ситуации морального выбора, поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает их совместную деятельность и функционирование социальных организаций.

Таким образом, проявление ответственности  невозможно без уже сформированных  в качестве устойчивых свойств личности  таких мотивационно-волевых качеств, как самостоятельность и дисциплинированность, без способности человека к преодолению трудностей, самостоятельному, сознательному регулированию своего поведения и деятельности. 

И конечно всегда необходимо помнить, что дети – это наше зеркало.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит…

Мужья – пример для жен своих,

А дети учатся у них…

 

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

 

Себастьян Брандт «Корабль дураков»

 

Октябрь 2015 г.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Doverie_kasimov (09.10.2015)
Просмотров: 765 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Администрация города Касимов
  • Министерство образования Рязанской области
  • Управление образования города Касимов
  • Сервер органов государственной власти
  • Государственные услуги

  • МБОУ ДО "Доверие" © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz