Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБОУ ДО "Доверие"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [41]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста. Стимуляция речевого развития в условиях семьи.

 

 

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только бережно, но и умело. На  формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени. Самый сензитивный период для речевой функции с 1 года до 8-9 лет.
Наверное, каждую семью, где растёт малыш, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте в целом и речевое в частности.
Сегодня мы поговорим о том, что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды?
Два года.
1. Отсутствие речи в два года при сохранном слухе. Необходимо активное общение со взрослыми путем жестов и любых звуков. Если оно есть, то в ближайшем будущем должны появиться слова.
2. Ребенок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась. Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым не в коем случае нельзя упрекать ребенка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.
Три года.
1. Отсутствие фразовой речи или резко грамматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени. Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.
2. На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведшей к перегрузке и, как следствие, к заиканию. Следует снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у логопеда.
3. Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикания, но без судорог. В данном случае главное — не фиксировать внимание ребенка на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его ошибочное произнесение. Дайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.
Четыре года.
1. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносит свистящие; звуки [Р] заменяются на [Л], [Ль] или [Й], кроме этого, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двулетних. Главная причина — недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.
2. Искаженное произношение отдельных согласных звуков: [Р]  горловое; [Р], произносимое без вибрации кончика языка; [Л] двугубное, похожее на английское w; свистящие звуки [С], [З], [Ц], произносимые с просовыванием кончика языка между зубами (межзубное). Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закреплять новый звук в речи могут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять новый звук в каждом случае; роль родителей - заменить неправильность и попросить повторить то же слово верно.
Пять лет.
    Недоразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления речевого недоразвития характерны для задержки  психического развития. Ребенок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему необходимо больше читать книги о природе, о животных, побуждать его к пересказу текстов.
    Если вы заметили у своего ребенка неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи стоит  отнестись к этой логопедической проблеме со всей серьезностью. Не бойтесь лишний раз обратится к логопеду.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
1. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, при этом почаще давайте возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
2. Понизить зашумлённость среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз).
3. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;
4. Не поправляйте ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».
5. Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами  и не разрешайте делать этого другим взрослым.
6. Развивайте артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
7. Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т.д.
8. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
9. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми.

 

 

Желаю удачи в развитии речи вашего ребенка!

Учитель-логопед
МБОУ ДО «Доверие»
Елена Ишкина


Категория: Мои статьи | Добавил: UprKas (05.03.2014)
Просмотров: 1556 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Администрация города Касимов
  • Министерство образования Рязанской области
  • Управление образования города Касимов
  • Сервер органов государственной власти
  • Государственные услуги

  • МБОУ ДО "Доверие" © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz