Логопед-дефектолог МБОУ ДО «Доверие»
Т. В. Рокунова
Статистика показывает, что в современных условиях мегаполиса детей с различными проблемами и отклонениями в психическом развитии с каждым годом становится все больше.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна по своему составу: это дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистическогог спектра, со сложными дефектами и другие. Независимо от вида нарушения, у всех детей имеются нарушения в коммуникативной, эмоционально-волевой, поведенческой, интеллектуальной сферах. Все эти дети испытывают существенные трудности при адаптации и социализации и нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Парадоксальным является то, что родители усугубляют положение ребенка, изолируя его от общества. В силу особенностей развития многие из них не посещают детские сады. Кроме того, круг общения их узок и ограничен близкими людьми. В семье, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, создается «закрытая система», где в изоляции находятся не только дети, но и сами родители, которые замыкаются на своей проблеме. Таким образом, в психолого - педагогической помощи нуждаются не только дети, но и их родители.
Что такое социализация? Это длительный и очень сложный процесс, который предполагает усвоение форм и методов социальной жизни, адаптацию к социуму, выработку собственного социального опыта. Для этого необходимо развивать такие компоненты, как:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Поэтому, семье, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, необходима помощь квалифицированных специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Только своевременное и целенаправленное развитие социального поведения у детей с отклонениями в развитии, способствует предотвращению появления эмоционально–личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.
Коррекционно-развивающее обучение организует процесс социализации детей с ОВЗ и их родителей, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ребенок овладевает определенными знаниями об окружающем и приобретает первый опыт общения с педагогом.
Большое значение имеет работа по включению родителей в совместную деятельность. Опыт показывает, что проведение совместных коррекционно-развивающих занятий с родителями, их активное участие и взаимодействие в психокоррекционном процессе является необходимым критерием для успешной адаптации и социализации ребенка.
По мнению всех педагогов, психологов, социологов важнейшим институтом социализации является семья. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. В семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Социальное развитие ребенка осуществляется в деятельности. Особое место здесь занимает игра, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя. Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка. Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез. То. Что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это прочно и разносторонне усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения. Таким образом, игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве родителей в играх формируются навыки социальной жизни.
И семья, и образовательное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Социализация ребенка в общество, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.
|