Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБОУ ДО "Доверие"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [38]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

 

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин педагогический.

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так:  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", «дети с особыми образовательными потребностями». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, у которых имеются нарушения психофизического развития и которые нуждается в специальных условиях обучения и воспитания: специальных образовательных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования;  услугах ассистента; проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основная классификация делит детей с отклонениями в развитии на следующие группы:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Характеристика детей с ОВЗ и их развитие зависит от ряда показателей:

  1. Вида (типа) нарушения. Определяющим в развитии ребенка является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
  2. Степени и качества первичного дефекта. Нарушение, возникшее в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения, которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Вторичные отклонения носят системный характер, и изменяют всю структуру психического развития ребенка.
  3. Срока (времени) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
  4. Условий окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Итак, все эти факторы определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях. 

Необходимо  помнить, что статус «ребенок с ОВЗ» может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?      Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:

 

1.     право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2.     право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3.     право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

4.     право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;

5.    право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

 

Уважаемые родители, ответственно отнеситесь к вопросам образования Вашего ребенка. При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» своевременно пройдите комплексное психолого-медико-педагогического обследование в условиях ПМПК.

 

Логопед-дефектолог МБОУ ДО «Доверие»

Т. В. Рокунова

Категория: Мои статьи | Добавил: Doverie_kasimov (19.10.2016)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Администрация города Касимов
  • Министерство образования Рязанской области
  • Управление образования города Касимов
  • Сервер органов государственной власти
  • Государственные услуги

  • МБОУ ДО "Доверие" © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz