У каждого ребёнка, несомненно, есть его индивидуальная карта особенностей, потребностей, предпосылок и предрасположенностей. Многие взрослые, к сожалению, основной задачей для себя видят не исследование желаний ребёнка, а формирование «хорошего мальчика», «смелой девочки», «скромной девочки» или «мальчика - лидера». Любые установки и фантазии о том, каким должен быть ребёнок, могут не иметь ничего общего с естественными потребностями ребёнка или просто с его личными желаниями. Поэтому одной из причин сложного поведения детей являются неудовлетворение их базовых (жизненно необходимых) потребностей родителями.
Понять основные потребности и принять их как опору в формировании личности – единственно верное направление для родительских воспитательных усилий. Потакать во всех прихотях – это не наш путь, но, зная основные потребности возраста, у вас будет возможность плыть по течению, а не бороться с бурными водами встречных желаний. Удовлетворение потребностей происходит в течение всей жизни, но существуют определённые периоды, когда та или иная потребность становится ведущей, основной, когда с ней легко взаимодействовать и на неё опираться. Рассмотрим самую распространённую в отечественной психологии и удобную периодизацию по Д. Б. Эльконину.
Младенчество (от рождения до 18 месяцев).
Главный вопрос развития - «Надежен ли мир?». Нетрудно догадаться, какие в это время царят потребности: физиологическая и потребность в безопасности мира.
Раннее детство (от 18 месяцев до 3 лет).
Главный вопрос развития - «Я - хороший?». Вступают в силу потребность в любви и принятии.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
Главный вопрос развития - «Как много я могу сделать?». В этот период актуальна потребность в уважении и признании.
Школьный возраст (от 6 до 12 лет).
Главный вопрос развития - «Способен ли я?». Расцвет познавательных потребностей - самый благоприятный период для знакомства со школой.
Подростковый возраст (от 12 до 18 лет).
Главный вопрос развития - «Кто я есть?». Потребность в самоактуализации.
Без определённого возрастного адреса у нас осталась только потребность в прекрасном. Можно сказать, что этой потребностью пронизана вся жизнь человека. Даже младенцы имеют музыкальные предпочтения. Это можно объяснять привычкой к определённому звуковому ряду, но это не противоречит тому, что младенец действительно получает эстетическое удовольствие. Именно наслаждение – единственный критерий удовлетворения эстетической потребности. Эстетическая потребность растёт вместе с человеком. Поначалу – это тихое замирание от знакомых звуков, от полёта бабочки, далее от красоты природы, животных, картины, скульптуры.
Знание основных периодов развития ребёнка и соответствующих им доминирующих потребностей очень важно, так как невероятно трудно, а порой просто невозможно осуществить компенсацию, например, базовой потребности в безопасности мира, если ребёнок уже перешагнул период младенчества. Если базовая потребность не удовлетворена вовремя, она может стать причиной психологической травмы, которая будет сказываться всю жизнь. Как говорится, «хороша ложка к обеду». С другой стороны, часто мамы и папы стремятся обыграть природу и отдают пятилетнего ребёнка в школу, хотя он не дорос еще до познавательной потребности, или стараются контролировать каждый шаг подростка, который уже давно вырос из потребности в базовой защите.
Татьяна Викторовна Зудина,
педагог-психолог службы подготовки,
поддержки и сопровождения замещающих семей
МБОУ ДО «Доверие» |