Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
МБОУ ДО "Доверие" |
|
Развивающие игры с водой Игры с водой относятся к наиболее древним и любимым забавам человечества. Они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с водой полезны как для здоровья, так и для общего психического развития ребенка. Обратите внимание на то, с какой радостью малыши плещутся в воде. Ребенок, играя с водой, успокаивается, у него улучшается настроение, угасают негативные эмоции. Современный ребенок, к сожалению, мало играет с водой. Родители, при выборе развивающей среды, отдают предпочтение компьютерным программам, спортивным и художественным кружкам, которые не могут заменить кропотливой и созидательной работы, осуществляемой в процессе переливания, мытья, стирки мелких вещей, играх с плавающими игрушками. Дети не только мало используют собственные руки и разум для познания "картины мира" с помощью воды, но и мало наблюдают такую деятельность у взрослых. А ведь даже процесс купания ребенка можно превратить в увлекательное развивающее занятие. Попробуем "отобрать" те игрушки и предметы, которые целесообразнее всего использовать в играх с водой. В первую очередь, это любые пластиковые игрушки, которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности. Во-вторых, разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды или передвигаются под водой. Кроме того, можно применить природный материал, а так же сачки, удочки-игрушки, ложки, половники, пинцеты, пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д. В чём же развивающий секрет игр с водой? Давайте разберёмся. Во-первых, в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире. Во-вторых, дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре). В-третьих, помещая в воду заданное количество предметов, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления. В-четвёртых, сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка. В-пятых, бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. В-шестых, в процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество. В-седьмых, в процессе сравнения формируются представления о свойствах предмета. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде. На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр: • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн); • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.); • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.; • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины). В домашних условия играть с водой целесообразнее в ванной комнате. Для этого можно использовать не только саму ванну, но и раковину. Если игры проводятся в раковине, то важным условием будет комфортное местоположение ребенка. Подберите малышу удобный по высоте стул или специальную лесенку, которые бы позволяли ребенку свободно манипулировать предметами, а так же "приклеивать" их к поверхности кафеля. Игры с водой и песком одновременно доставляют малышам еще большего удовольствия. Если у вас на даче есть своя песочница, вы можете поставить туда тазик с водой (или пластмассовое ведёрко, закопав его в песок, чтобы оно не перевернулось). Предложите малышу насыпать песок в тазик с водой и, наоборот, лить воду в песочницу, чтобы было легче играть с песком. Можно выкопать две ямки, затем наполнить одну из них водой и прокопать совочком канавку ко второй ямке. Часть воды перетечёт из одной ямки в другую. Сделайте горки из песка и выкопайте рядом с ними озёра. И далее — всё, что подскажет вам ваша фантазия. Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово: потешки, стихи, описательные загадки. Такие игры можно сопровождать прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. Учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС «Доверие» Т. В. Рокунова
|
|
МБОУ ДО "Доверие" © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |