Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБОУ ДО "Доверие"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СТРАНИЧКА ДЕФЕКТОЛОГА

 

Методические рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями  развития.

В развитии ребенка – дошкольника огромная роль принадлежит основному виду  детской деятельности – игре. Особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности взрослых, их взаимоотношений. Игра для ребенка – увлекательное занятие, которое является важным средством воспитания и развития.

Первые игровые действия, которые малыш производит – манипуляции. Затем у него появляются предметные и предметно-игровые действия. Ребенок знакомится  с назначением предметов и их свойствами. Потом его начинают интересовать мир взрослых отношений. Появляется сюжетно-ролевая игра.

Для обеспечения игровой деятельности необходимы определенные условия. Такими условиями являются: развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослыми.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на правильность организации игрового пространства и подбор игрушек.

Дома ребенку должно быть отведено определенное место для игры. Это может быть уголок детской комнаты или спальни. В игровом уголке нужно сделать настил, так как дети любят играть на полу.

Игрушек не должно быть много. Не следует покупать детям дорогие и большие по размеру мягкие игрушки.

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму. Недопустимо, чтобы цвет игрушки не соответствовал тому, что ребенок наблюдает в реальности, так как у него могут формироваться неточные представления об окружающем мире. В игровом уголке не должно быть игрушек, которые могут вызвать беспокойство, нежелательные эмоциональные переживания: танки, пистолеты и т. п. Предпочтение следует отдавать игрушкам, которые будут формировать у детей устойчивость и безопасность социальной жизни.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

  1. Соответствие игры возрасту ребенка;
  2. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  3. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  4. Учет  структуры дефекта;
  5. Соответствие коррекционной цели занятия;
  6. Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
  7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Перечисленным требованиям, в первую очередь, отвечают дидактические (развивающие) игрушки. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов ребенка: восприятия, памяти, мышления, речи. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком соответствующую определенному возрасту обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. Правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, дидактические игрушки являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте и  не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить.

К дидактическим игрушкам относятся: всевозможные шнуровки, пирамидки, матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.

Особое место в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

Игрушки для развития сюжетно-ролевой игры: фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца), транспорт. Среди игрушек ребенка должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов (в магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад и т. д.). Это разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств, то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если взрослые  позволяют ребенку использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни - всё, что так помогает в игре детям, к чему взрослые зачастую относятся как к ненужному мусору.

В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации: пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки, с которыми можно разыгрывать разнообразные сюжеты. 

Для полноценного развития малыша необходимы звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и профилактике заболеваний органов дыхания.

Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это мячи разных размеров, кегли, серсо, стрелы и мишень для попадания в цель. Огромное удовольствие детям разных возрастов доставляют игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Существует множество вариантов дидактических игр с мячом, способствующих формированию речевых и мыслительных навыков детей.

Таким образом, с помощью игрушек дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Поэтому игрушки должны быть разнообразными. Кроме того, все они должны убираться в шкаф, на полки или коробку.

При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка с ОВЗ. Они способствуют формированию и развитию познавательной и личностной сферы ребенка.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Администрация города Касимов
  • Министерство образования Рязанской области
  • Управление образования города Касимов
  • Сервер органов государственной власти
  • Государственные услуги

  • МБОУ ДО "Доверие" © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz