Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБОУ ДО "Доверие"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [41]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями развития

 

Успешное осуществление детьми разных видов деятельности (игровой, изобрази-тельной, трудовой), формирование у них различных способностей зависит от раннего на¬чала, буквально с первых дней жизни, сенсор¬ного воспитания. Включение сенсорного вос¬питания во все моменты жизни детей обеспе¬чивает активное познание каждым ребёнком объектов и явлений окружающей действитель¬ности, их свойств и качеств (форма, размер, цвет, положение в пространстве, фактура, тек¬стура и др.).
Для детей с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений) характерно отсутствие ин¬тереса к окружающему. Дети манипулируют с предметами хаотично, неупорядочено, не учитывают свойства предметов, не переносят знания и опыт в новую ситуацию и тем самым не овладевают поисковыми способами ориентировки в окружающей. У боль¬шинства дошкольников имеются нарушения координации, точности и темпа движений. Дети с трудом воспроизводят даже заданные дви¬жения и позы, у них часто возникают сложно¬сти при выполнении действий, требующих пе¬реключения движений или быстрой смены поз. Вместе с тем дети данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта. В связи с этим одной из задач коррекционно-развивающей работы по обогащению сенсорной сферы является развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности.
Сенсорное воспитание детей дошкольно¬го возраста с нарушениями интеллекта и дви-жений направлено на развитие перцептивных действий, т. е. действий восприятия, в про-цессе которых дети выявляют свойства разно¬образных объектов. В процессе рассматривания-обследования объектов окружающей действи¬тельности у детей постепенно проис¬ходит накопление чувственного опыта в соче¬тании с моторной активностью, развиваются зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Сенсор-ное воспитание детей рекомендуется организо¬вывать как разнообразную практическую де-ятельность с предметами с опорой на сохран¬ные органы чувств и движения ребенка. Все виды деятельности необходимо сопрово¬ждать речью. Работа по сенсорному воспитанию ребенка с нарушениями в развитии осуществляется системати¬чески, последовательно и постепенно включа¬ется во все виды жизнедеятельности детей: ре¬жимные моменты (умывание, одевание и т. п.), игры (дидактические, подвижные и др.), заня¬тия, трудовую деятельность, прогулки.
Для успешного обогащения и расширения сенсорного и сенсомоторного опыта детей дан¬ной категории необходимо:
- прояв¬лять эмоционально-положительные чувства к ребёнку, адекватно и своевременно откликаться на проявления негативизма у ребёнка (плач, эмоции, действия);
- инициировать у детей положительный эмоциональный отклик при непосредствен-ном знакомстве с предметами. Воспитывать устойчивые реакции ребёнка на развивающие сенсорные стимулы: звук, цвет, вкус и другие раздражители, вызывающие положительное отношение к экспериментированию с объекта¬ми ближайшего окружения;
- сопровождать все виды деятельности де¬тей внятной, правильной, доступной речью;
- поощрять проявления детьми самостоятельности.
Примерные упражнения, способствующие расширению сенсорного восприятия и формированию пер¬цептивных действий детей дошкольного воз¬раста с нарушениями разви-тия.
1. Упражнения, направленные на развитие тактильного восприятия:
- массаж и самомассаж (действия похло¬пывания, лёгкого пощипывания и постукива-ния по верхним и нижним конечностям, туловищу (пальцами, ладонями, различными предметами);
- рисование, отпечатывание пальцев, ла¬доней, стоп ребёнка (используются специаль-ные пальчиковые краски и большие листы бу¬маги, мокрый чистый мелкий песок и т. п.).
2. Упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия:
- группировка однородных предметов по цвету (игры типа «Найди такую же», «Раз¬ложи по цвету (форме, величине)», «Занима¬тельная коробка», «Почтовый ящик», «Би¬рюльки» и т. п.);
- сравнение предметов контрастных раз¬меров с использованием приёма приложения; складывание одинаковых и разных по вели¬чине предметов (с использованием игрушек-вкладышей); отбор и группировка предметов по величине (игры типа «Найди такой же»).
3. Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия:
- слушание различных мелодий (быстрых, медленных), разнообразных шумов и звуков (журчание воды, пение птиц, шелест листьев, шуршание шин по асфальту и т. п;
- совершенствование слухового воспри¬ятия детей в процессе специальных игровых
упражнений («Где звучит колокольчик?», «Найди Петрушку», «Кто сказал мяу и др.).
4. Упражнения, направленные на развитие вестибулярного восприятия:
- покачивание вперёд-назад, вправо-влево, в стороны в кресле-качалке, на водном матраце и т. п.;
- покачивания на большом гимнастиче¬ском мяче: вперёд-назад, в стороны;
- подпрыгивание на большом гимнастическом мяче.
5. Упражнения, направленные на развитие вкусового и обонятельного восприятия:
- смазывание губ, языка ребёнка с помо¬щью ватных тампонов, смоченных в различ¬ных пищевых растворах (использовать: варе¬нье, мёд, лимонный сок, солёный рассол);
- проведение по губам и языку ребёнка ку¬сочками пищевых продуктов (использовать: лимон, солёный огурец, арбуз и т. п.).
В заключение можно сказать, что в резуль¬тате коррекционно-образовательной работы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития (интеллекта и дви¬жений) постепенно накапливается сенсорный опыт, который впоследствии становится осно¬вой формирования разнообразных видов дет¬ской деятельности.



Учитель-дефектолог МБОУ ДО «Доверие»
Рокунова Татьяна Валерьевна

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: UprKas (05.03.2014)
Просмотров: 1576 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/6
Всего комментариев: 1
1 Ирина  
0
Интересная статья, обязательно воспользуюсь выше перечисленными упражнениями для развития сенсорного восприятия ребенка

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Администрация города Касимов
  • Министерство образования Рязанской области
  • Управление образования города Касимов
  • Сервер органов государственной власти
  • Государственные услуги

  • МБОУ ДО "Доверие" © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz