Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. От того, какая атмосфера является доминирующей в семье, зависит то, каким будет поведение ребенка в дальнейшем. Наблюдая ссоры и постоянные конфликты родителей ребенок может вырасти тревожным и агрессивным, тогда как безразличие родных сделает его безынициативным. Однако, и чрезмерное опекунство тоже плохо, ведь оно уничтожает самостоятельность малыша. Каждая семья имеет свою определенную систему воспитания, зачастую она складывается неосознанно. Существует четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
При выраженном диктате в семье некоторые ее члены систематически подавляют инициативу и чувство собственного достоинства у своих родных людей. Конечно же, родители имеют право предъявлять к ребенку некоторые требования, однако применять в данном случае насилие и приказ нельзя. Столкнувшись с сопротивлением ребенка, можно увидеть с его стороны обман, лицемерие, грубость и даже ненависть. Если же все-таки сломить это сопротивление, то вместе с ним можно сломить и такие ценные качества, как самостоятельность, инициативность, веру в себя и чувство собственного достоинства. Авторитарность матери и отца, игнорирование мнения и интересов ребенка, систематическое лишение права голоса – все это в будущем приведет к серьезным неудачам в формировании его личности.
Родители своим трудом обеспечивают удовлетворение любых потребностей ребенка и ограждают его от всех забот, трудностей и проблем. Этот тип отношений является опекой в семье. По сути, мама и папа своим поведением блокируют процесс подготовки ребенка к столкновению с той реальностью, которая ожидает его за порогом родного дома. Дети, выросшие под чрезмерной опекой, оказываются неприспособленными к коллективной жизни. В переходном возрасте их ожидают серьезные срывы. К тому же такой ребенок вскоре начинает восставать против чрезмерной опеки родителей. Как и при диктате, у детей, выросших под чрезмерной опекой, отсутствует самостоятельность и инициатива.
Семейные отношения, которые подразумевают независимое существование взрослых от детей, могут порождаться тактикой «невмешательства». В данном случае есть два «мира»: взрослые и дети, при этом переходить эту намеченную линию нельзя. В основе данного типа взаимоотношений чаще всего лежит пассивность матери и отца, как воспитателей.
При сотрудническом типе взаимоотношений все цели в семье достигаются общими усилиями. В этой ситуации лучше всего можно преодолеть эгоистический индивидуализм ребенка. Семья же обретает особое качество и становится настоящим коллективом.
При воспитании ребенка необходимо соблюдать следующие правила:
- находить время, чтобы просто поговорить с ребенком;
- принимать активное участие в семейной жизни;
- интересоваться проблемами ребенка, способствовать его всестороннему развитию и вникать в его жизненные сложности;
- не давить на ребенка, таким образом, помогая ему самому принимать решения;
- иметь представление о жизненных этапах ребенка;
- принимать ребенка как равноправного партнера;
- уважать права ребенка на собственное мнение;
-относиться с уважением к желанию и стремлению любого члена семьи, самосовершенствоваться делать карьеру.
Соц. педагог Куракина Е.В.
|