Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
МБОУ ДО "Доверие" |
|
Категория детей с нарушениями в развитии довольно разнообразна и требует высокоорганизованного процесса обучения и воспитания. Направления работы с детьми данной категории определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Коррекционные занятия проводятся с учетом особенностей ребенка. Необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал: - на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с взрослым действий; - на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с взрослым действий; - на уровне восприятия; - на уровне применения знаний по образцу; - на уровне речевой инструкции. Организуя занятия дома необходимо использовать как инновационные, так и традиционные приемы работы. К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: - включение ребенка в процесс взаимодействия с взрослым с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.); - рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия); - игры с песком (пескотерапия); - игры с водой (водотерапия); - игры с куклами (куклотерапия) и т.д. К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии: - занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие. - включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий. - изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с взрослым. - ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.). - усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года: передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень), порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д. Обучение детей с особыми образовательными возможностями – задача нелегкая. Во-первых, перед началом любого занятия родитель должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться. Во-вторых, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности ребенка. В-третьих, просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера. В-четвертых, необходимо в предметно-практической деятельности опираться на умения прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям. Организуя занятия, следует соблюдать следующие требования: любые задания должны предлагаться в наглядной форме; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями; речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом; целесообразно иногда переходить на шепотную речь; обращать внимание на успехи ребенка. Вначале ребенка учат реагировать на жест и слова, а затем – только на слова. При проведении речевых упражнений основное правило: «Не принуждать, а побуждать ребенка к речи», т.е. не использовать слова «повтори», «скажи», «назови», а многократно повторять один и те же слова, обыгрывая их в различных ситуациях, разговаривая с ребенком о том, что его интересует, постепенно вовлекая его в разговор. Если ребенок не копирует взрослого, надо стараться, чтобы он, слушая, реагировал на голос.
ПОМНИТЕ! Хорошее обучение - вот, что играет роль. Важные качества обучения - терпение, ласка, а не то сколько времени вы на это тратите.
Учитель-дефектолог МБОУ «ЦПМСС «Доверие» Т. В. Рокунова
|
|
МБОУ ДО "Доверие" © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |